Воспитательная система лицея

 

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ЛИЦЕЯ

Изменившаяся за последние годы образовательная парадигма целью образования выдвигает воспитание целостной личности, в которой взаимосвязаны природная, культурная и социальная сущности. Перемещение акцентов с человека знающего на человека умеющего является главной идеей компетентностного подхода в образовании.

Социальный заказ, определенный Национальной доктриной образования в РФ до 2025 года, Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года диктует потребность в выпускнике как человеке:

  • владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности,
  • обладающем механизмами воздействия на развитие и преобразования общества, общественных отношений,
  • обладающем опытом культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, с природой.

Выполняя социальный заказ, лицей берет на себя обязательства воспитания творческой, саморазвивающейся личности, способной через реализацию личностных запросов решать проблемы общества. На наш взгляд, это возможно через осуществление личностно-ориентированного подхода.

Таким образом, итогом деятельности лицея, одновременно объектом, субъектом и предметом воздействия и, конечно, главной ценностью является личность выпускника, её целостность, самобытность, культура, креативность. При этом учитывается, что формирование и развитие личности проходит не только в лицейском, но и в большей степени внелицейском пространстве и испытывает постоянное, не всегда позитивное, воздействие макросоциума.

II ступень (основное общее образование)

  • сформированность общеучебных знаний, умений, навыков, навыков культуры умственного труда;
  • сформированность глубоких знаний основ наук; целостное восприятие мира;
  • высокая мотивация к обучению, любознательность; стремление к расширению кругозора;
  • способность к саморазвитию;
  • сформированность психологических знаний о себе;
  • сознательная гуманистическая позиция в межличностных отношениях;
  • осознанный выбор профиля обучения.

III ступень (полное среднее образование)

  • освоение теоретических основ наук; системность знаний;
  • высокое качество знаний в соответствии со стандартами образования;
  • высокая мотивация к продолжению образования;
  • способность к ориентации в современном информационном пространстве; использование современных информационных технологий;
  • рациональность и критичность мышления; самокритичность;
  • целеустремленность в достижении поставленных целей, в преодолении трудностей;
  • способность к адаптации и самореализации в социуме;
  • знание прав и обязанностей;
  • осознанность гражданской позиции, способность ориентироваться в общественно-политической жизни;
  • устойчивость социально-нравственных ориентаций;
  • владение нормами морали, культуры поведения и общения; толерантность;
  • способность к саморегуляции;
  • забота о поддержании физического и психического здоровья; потребность в здоровом образе жизни.

Конкретизация модели выпускника имела эффект объединяющей цели, так как сам процесс осмысления идеологических ориентиров, работа по реализации модели приобретают в лицее личностный смысл, сплачивают коллектив единомышленников. Воспитательная программа ЗИНД («Здоровье», «Интеллект», «Нравственность», «Досуг»), разработанная диссертантом, оформилась в воспитательную систему, где системообразующей является интеллектуальная доминанта. Для реализации заявленных воспитательных задач потребовалось программное обеспечение, для чего разработаны комплексно-целевые программы («Здоровье», «Социальная поддержка», «Доверие», «Интеллект», «Олимпиада», «Одаренные дети», «Лицей-вуз», «Шаг в будущее», «Творчество», «Экономическое образование», «Спорт», «Гражданская позиция», «Досуг», «История лицея», «Издательская деятельность», «Семья», «Спонсор», «Сотрудничество», «Профессионал», «Интернет», «Безопасность» и др.), которые охватывают практически все основные направления образовательной деятельности лицея. Охарактеризуем наиболее значимые из них.

Решая задачи сохранения и поддержания здоровья учащихся, коррекции негативных последствий проживания в Чернобыльской зоне, санитарно-гигиенического просвещения, программа «Здоровье» предполагает систему медицинского мониторинга (медосмотры, консультации специалистов, выявление детей групп повышенного риска, профилактические прививки), мероприятия по реабилитации (применение системы здоровьесберегающих технологий, создание групп здоровья, проведение Дней здоровья), профилактическое просвещение (выпуск санбюллетеней, лекции, беседы, тематические классные часы, просмотр видеофильмов), связь с городским штабом и наркодиспансером по вопросам предупреждения и профилактики употребления наркотических веществ.

Целью программы «Интеллект» является содействие интеллектуальному развитию учащихся; создание условий для развития познавательных интересов. Она включает в себя такие направления деятельности, как изучение интеллектуальных возможностей учащихся (психодиагностика), применение развивающих технологий, форм, методов в учебной и внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность, проведение интеллектуальных игр типа «Брейн-ринг», «Ключи от форта знаний», шоу «Эрудит» и т.п., организацию кружковой работы по интересам, проведение лицейской научно-практической конференции, содействие участию в интеллектуальных конкурсах, конференциях, чтениях, смотрах и т.д., проведение предметных недель, использование базы библиотеки и компьютерного класса в организации предметных и внеурочных мероприятий и т. д.

В рамках программы «Одаренные дети», призванной содействовать личностному росту ребенка, предусмотрены следующие направления деятельности:

  • выявление одаренных детей, проявляющих особые способности и высокие результаты как при изучении всех предметов, так и отдельных из них, а также в других видах деятельности;
  • разработка индивидуальных программ обучения по отдельным предметам;
  • предоставление условий для внеурочной работы на индивидуальных занятиях;
  • предоставление возможности участия в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях и т.д.;
  • моральное и материальное поощрение успехов и достижений (чествование на линейках, вручение грамот, призов, премирование экскурсионными поездками и т.п.);
  • представление к именной стипендии (городской, областной);
  • организация конкурса «Лицеист года».

При решении задачи подготовки лицеистов к требованиям и условиям обучения в вузе в программе «Лицей-вуз» предусмотрены

  • профильная довузовская подготовка на третьей ступени обучения;
  • заключение договоров с вузами о профильной подготовке;
  • применение элементов вузовской методики в преподавании;
  • встречи с профессорско-преподавательским составом вузов;
  • посещение Дней открытых дверей в вузах;
  • приглашение вузовских преподавателей для проведения лекционных занятий;
  • привлечение лицеистов к написанию курсовых работ;
  • защита курсовых работ на кафедрах вузов;
  • проведение исследований, научной работы на базе кафедр вузов;
  • участие лицеистов в вузовских конференциях, олимпиадах, конкурсах.

Программа «Экономическое образование», направленная на адаптацию учащихся к жизни в условиях рыночной экономики, предполагает организацию социально-экономического профиля на третьей ступени обучения, сотрудничество с МЦЭБО (Межрегиональный центр экономического бизнесобразования), создание экономических компаний в лицее, участие в соревнованиях по МЭМ, МЭКОМ и др., участие в деятельности детского экономического лагеря «Эласт», исследование экономических проблем города и региона в рамках курсовых (исследовательских) работ.

Лицейская программа «Досуг», имеющая своей целью привитие учащимся культуры проведения досуга, направлена на совершенствование форм и содержания проведения лицейских праздников, дискотек, клубов; расширение связей с музыкальной школы, городским музеем, Тульским драматическим театром, филармонией; посещение культурных и памятных мест города, области, страны, мира; создание копилки сценариев проведения коллективных творческих дел; привлечение родителей для организации и участия в досуговых мероприятиях.